19 февраля 1870 года на трибуну аудитории в Королевском институте Великобритании вышел филолог и востоковед Фридрих Макс Мюллер. В первой из цикла лекций «Введение в науку о религии» он предложил использовать сравнительный метод в научном изучении религии и на его основе создать науку о религии. Идеи Мюллера послужили толчком для оформления религиоведения как самостоятельной науки, а 19 февраля стало днем профессионального праздника религиоведов.
В честь этой даты «Смена» и кафедра религиоведения КФУ организовали марафон лекций, посвященных истории и современности религиозных форм и традиций.
18 февраля, суббота
17:00 — Парадокс современной религиозности: от религиозного фундаментализма к религиозному индивидуализму
Изменения общества в сторону цифровизации, рационализации, технологизации не привели к исчезновению потребности в вере. Изменились способы реализации этой потребности вместе с людьми. Сегодня религиозность в российском обществе представлена многообразием форм, она уже не мыслится в привычных институциональных рамках религиозных организаций. На лекции будут рассмотрены такие формы религиозности как духовность, «вера без принадлежности», религиозный индивидуализм.
Надежда Александрова — кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения КФУ.
18:00 — Постсекуляризм и постатеизм: два аспекта возвращения к религиозному в современном обществе
Российское общество справедливо считается очень секулярным, что является следствием советской атеистической секуляризации, но сегодня оно постепенно становится постсекулярным — в смысле возвращения религии в публичную сферу.
Становление постсекулярного мышления и развитие постсекулярного общества неразрывно связаны с оценкой и переоценкой принципов секуляризации современной реальности. Одни исследователи называют постсекулярной ту эпоху, которая наступает вслед за завершенным процессом секуляризации, для других «постсекулярное» – это новый инструмент секулярного общества, в котором отпала нужда в антирелигиозной идеологии и вместе с тем появилась необходимость налаживания отношений с религиозными сообществами, не переживавшими процессов секуляризации.
Сегодня суть «постсекулярных» верований обсуждается с небывалой остротой, о чем свидетельствуют дискуссии вокруг «нового атеизма». В постсоветском российском обществе религиозность стала возрождаться в той форме, которую подготовил для нее атеизм: как «бедная» религия.
Регина Фазлеева — кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения КФУ.
19:00 — Цифровой мир, цифровая церковь, цифровой Бог
Современный мир вступил в информационную эпоху, связанную с тотальной цифровизацией всех сторон жизни. Цифровая среда сегодня проникает и в повседневные практики, и в области профессиональной деятельности, не только кардинально меняя их формы, но и перестраивая сознание людей. Не осталась в стороне от этих трансформаций и сфера религиозного.
На лекции мы поговорим о таких понятиях как «религия онлайн» и «онлайн-религия». Интернет не только дает возможность религиозным организациям вести свои сайты и блоги, но киберпространство является площадкой для возникновения новых форм религии. Мы познакомимся с примерами виртуальных церквей, узнаем, как может совершаться кибер-богослужение, что из себя представляет виртуальная религиозная община и как можно получить религиозный опыт в киберпространстве. Поговорим о попытках создания «бога» на основе искусственного интеллекта. А также о вызовах и проблемах, связанных с виртуализацией религиозности.
Елена Кузьмина — кандидат философских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой религиоведения КФУ.
19 февраля, воскресенье
17:00 — История и современность исламского искусства
Вы читали сказки «Тысяча и одна ночь»? Смотрели «Алладин» и «Великолепный век»? Тогда Вам точно будет интересно узнать, как зародилось искусство ислама.
Если Вы не знакомы с этими произведениями, то Вам тоже непременно стоит прийти на лекцию и узнать, каким образом шедевры искусства отражают религиозные взгляды великой цивилизации, как искусство ислама влияло и обогащало культуру европейского Средневековья.
Что особенного в искусстве исламского мира? Как может развиваться искусство, если существует прямой запрет изображать живых существ? А запрет изображать живых существ существует? Почему современное искусство арабских стран такое остросоциальное и революционное?
Лекция погрузит Вас в удивительный мир восточной сказки, и Вы точно посмотрите на привычные вещи другими глазами.
Юлия Смирнова — кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения КФУ.
18:00 — Исламский феминизм (истоки, современность)
Лекция посвящена постановке вопроса об исламском феминизме. Насколько вообще самостоятельно это понятие, и существует ли исламский феминизм на самом деле? Как давно возникли такие идеи и насколько они соответствуют нашему «традиционному исламу»? Также поговорим о различных подходах к интерпретации исламского феминизма, узнаем, что такое «женский тафсир» Корана, и можно ли расценивать феномен «абыстай» как «протофеминизм» у татар.
Евгений Хамидов — старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ.
19:00 — Проблема историчности библейского текста
Целью лекции является выявление принципа библейского историописания на основе сравнения библейских и внебиблейских источников. Историчность Библии многократно оспаривалась с начала Нового времени. Библейская критика была направлена как на выявление внутренних противоречий в библейском тексте, так и на проверку событий, изложенных в Библии внешними источниками, в том числе при помощи данных, полученных в результате археологических раскопок. Мы сравним библейскую интерпретацию исторических фактов с эпиграфическими данными и постараемся выяснить, каким образом зарождалась и в чем заключалась библейская историческая концепция, основанная на линейной модели истории, которую Вольтер и назвал философией истории.
Юлия Матушанская — доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения КФУ.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.