Зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, 1 или 14 января: как справляли Новый год?
4 января в 16:00
Народный календарь – это сложное культурное явление, формирование и эволюция которого происходили в течение длительного времени. В годовом календаре народов Поволжья учитывалось и сочеталось несколько систем времяисчисления – солнечный и лунный, юлианский и григорианский, а также хозяйственно-фенологический календари. Народный календарь организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, разграничивал и чередовал будни (как время работы и забот) и праздники (как время свободное от тяжёлого труда; время, наполненное радостью и весельем).
Новый год является своеобразной гранью между прошлым и будущим. Почему зимнее солнцестояние или весеннее равноденствие как точка отсчета нового года у народов Поволжья уступили место другим датам и когда это произошло? Праздновали ли крестьяне новый год вообще и из какого культурного контекста к нам в дома пришла елка? Какое отношение кесаретский поросенок и овечья нога имеют к Новому году? Что такое «магия первого дня» и какие обряды и ритуалы нужно было обязательно сделать, чтобы следующий год прошел благополучно и безопасно?
Елена Гущина, этнолог, кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой антропологии и этнографии ИМО КФУ
Лунные муравьи в Казани: эпидемия добровольной смерти 1900-х гг.
8 января в 17:00
Одной из главны тем для обсуждения в Российской империи в 1906-1914 гг. была т.н. «эпидемия самоубийств». О ней писали все – ученые, журналисты, литераторы, студенты и священники. Толстой, Гиппиус, Чуковский, Бердяев и Розанов, Горький, Андреев и Сологуб – многие хотели высказаться, а некоторых к этому даже принуждали.
Тексты о добровольной смерти, написанные в то время – это настоящий срез эпохи. В них медицинские метафоры сочетаются с неохристианством, а литературные отсылки с актуальной политикой. И мы постараемся понять, почему одни авторы, говоря о суициде, требовали отметить уроки латинского, а другие – добавить в православие немножко язычества.
Иван Ротов — аспирант кафедры социальной философии КФУ.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.