ПРОГРАММА НА 5 ФЕВРАЛЯ
Центр современной культуры «Смена», ул. Бурхана Шахиди, 7
15:00 Показ фильма «Событие»
Фильм Одри Диван — экранизация одноименной романа Анни Эрно, вышедшого в 2021 году в издательстве No Kidding Press. 1963 год. Анна учится в университете и мечтает о писательской карьере. Незадолго до выпускных экзаменов она обнаруживает, что беременна, и эта «благая весть» может поставить крест на ее будущем. Девушка становится заложницей не только собственного тела, но и общественной морали, подавляющей свободу. Времени на раздумья почти не остается, и Анна решается на невероятное. Она готова преступить закон, рискуя оказаться за решеткой.
17:00 Апокалипсис и «каинова политика»: слушаем вечерние новости вместе с Рене Жираром
Известно, что американский философ, антрополог и теолог Рене Жирар был заядлым любителем т. н. «новостей» – художественного жанра, описывающего преимущественно войны, скандалы и разнообразные бедствия. Впрочем, прославился он не этим, а созданием концепции человеческого поведения, известной как «миметическая теория». Люди, как полагал Жирар, скованы узами взаимного подражания, которое ведет к насилию, поискам «козла отпущения», краткому примирению на его трупе и снова к насилию – еще более дикому. Итоговое тотальное насилие, которое сотрет все различия между людьми, он называл апокалипсисом – апофеозом человеческого, а не божественного зла. И это то, что ждет нас сегодня. В рамках лекции мы обсудим, как в жираровской теории осмысляется современность, почему последние два века европейской истории актуальны как никогда раньше и что нас ждет в будущем, если мы не откажемся от злокачественного подражания. Помимо этого, затронем следующие вопросы:
- Как жираровские понятия помогают нам понимать и анализировать происходящее в мире? Почему (практически) все современные войны – по сути, междоусобицы между братьями-близнецами?
- Могут ли таблички с надписью «Обаме и Меркель вход воспрещен» обладать философским значением?
- Каким образом пандемия может быть одновременно метафорой и реальностью тотального насилия между людьми?
- Наконец, как избежать неизбежного конца, и возможно ли это в принципе?
Алексей Зыгмонт – кандидат философских наук, религиовед, научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС.
18:30 Беседа «Книги и футбол: обрученные ковидом»
В рамках беседы спортивный журналист Игорь Порошин и критик Игорь Кириенков будут искать связь литературы и спорта, размышлять о смерти футбола и его конкуренции с другими зрелищными видами культуры современности. Несмотря на радикальные изменения в потреблении развлекательного контента, футбол остается архаичным, сопротивляется изменениям и сохраняет формат «полного метра». Самый популярный вид спорта все меньше вписывается в мир, где доминируют короткие форматы и не может предложить эндорфиновые приходы, которые гарантированы каждому зрителю модных сериалов на Netflix. Часть поклонников футбола сами ускоряют матчи. Они берут за основу научный подход, опираются не на события на поле, а на сложные данные и цифры. Сама игра уходит на второй план и заслуживает просмотра лишь на скорости x1,5.
Участники:
Игорь Порошин — журналист, телепродюсер и автор подкаста Cappuccino & Catenaccio
Игорь Кириенков — критик, шеф-редактор онлайн-кинотеатра Кинопоиска
Национальная библиотека РТ, ул. Пушкина, 86
15:00 Презентация книги Гарета Мёрфи «Ковбои и индейцы. История индустрии звукозаписи» и дискуссия с участием казанских музыкальных издательств
Боб Марли не стал бы частью культурного мейнстрима без Island Records, великие альбомы Run DMC и Red Hot Chili Peppers могла ждать иная судьба без Рика Рубина, а группы Sex Pistols без Малкольма Макларена не существовало бы вовсе. Вот уже полтора века музыкальную картину мира формируют не только артисты, но и продюсеры, лейблы, звукозаписывающие компании и тд. Именно истории этой индустрии посвящена книга «Ковбои и индейцы». На основе основе архивных исследований современной музыки и интервью с десятками участников рынка, автор работы Гаретт Мёрфи пишет хронику первопроходцев, благодаря которым мы и сегодня можем поставить под иглу самые важные музыкальные открытия в истории.
Илья Воронин — главный редактор издательства «Шум», музыкальный журналист.
Дискуссия «Региональные музыкальные издательства: малый бизнес, хобби или просветительский проект»
После презентации обсудим локальную индустрию на дискуссии «Региональные музыкальные издательства: малый бизнес, хобби или просветительский проект». В последнее несколько лет в России произошел бум музыкальных лейблов. Собственные издательства запускают артисты и музыкальные комьюнити, промо-группы, книжные магазины, телеграм-каналы, смм-бюро и культурные институции. Чем занимается независимое музыкальное издательство сегодня и что становится импульсом к его созданию — экономическая целесообразность, просветительский пафос или социально-культурный контекст конкретного региона? Обсудим эти вопросы вместе с представителями казанского лейбл-бума.
Участники:
Игорь Шемякин, «Смена»
Айдар Хуснутдинов, «Казанализация»
Вагиз Хусаинов, Shurale records
Ильяс Гафаров, Yummy Music
Булат Ибятов, «Сияние»
Модератор: Илья Воронин
17:00 Спотифай против твоих друзей: некоторые наблюдения о музыкальных практиках россиян
Спотифай против твоих друзей: некоторые наблюдения о музыкальных практиках россиян Правда, ли что музыка в последние годы становится все тупее и примитивнее? Рекомендации цифровых стримингов – однозначное благо или есть подводные камни? Слушать музыку альбомами – прошлый век? Музыкант сделал что-то гадкое: означает ли это, что нужно перестать слушать его треки? О том, что наши соотечественники думают по этим и другим музыкальным вопросам, расскажет социолог, эксперт Института исследований культуры НИУ ВШЭ Иван Напреенко.
Спикер: Напреенко Иван — эксперт Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры НИУ ВШЭ.
18:30 Презентация «Директорской серии» Музея современного искусства «Гараж»
«Директорская серия» — новая серия Музея «Гараж», посвящена биографиями и автобиографиями директоров мировых художественных музеев. В 2022 году в серии вышло 2 книги: «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри» Томаса Ховинга и «Опыт или интерпретация. Дилемма музеев современного искусства» Николаса Серота.
Томас Ховинг возглавлял музей Метрополитен с 1967 по 1977 год. За десять лет своего директорства он совершил настоящую революцию в одном из самых богатых и поражающих воображение музеев. В период его руководства приобретались мировые шедевры и крупные частные коллекции, была сделана самая масштабная реконструкция здания, а в залах начали выставлять современных художников и проводить выставки-блокбастеры — среди которых, например, выставка, посвященная русскому костюму из собраний советских музеев.
Николас Серота 28 лет возглавлял галерею Тейт, превратив ее в одну из самых влиятельных художественных институций в мире. Открытый под его руководством филиал галереи — Тейт Модерн — приобрел репутацию музея XXI века: именно здесь кураторы впервые отказались от идеи группировать работы по эпохам и художественным течениям и начали выставлять произведения по темам, выстраивая между ними диалог и создавая в экспозиции кураторский нарратив.
Спикер: Антон Белов — директор Музея современного искусства «Гараж»
20:00 Презентация книги Тимура Бекмамбетова «Скринлайф. В поисках нового языка кино»
В 2015 году на экраны вышел голливудский фильм, который перевернул представления о том, как можно снимать кино: в триллере «Убрать из друзей» все, что увидели зрители, был экран компьютера. Действие фильма разворачивалось на рабочем столе среди папок и открытых вкладок в интернете, соцсетей и поисковиков. Перенести в кино нашу жизнь на экранах устройств ― компьютеров и смартфонов ― придумал режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, он же подарил название новому формату кино — скринлайф. С тех пор фильмы в новом формате собрали десятки миллионов долларов в мировом прокате и премии на самых престижных кинофестивалях мира ― от Берлинале до «Сандэнса».
В этой книге идеолог скринлайфа Тимур Бекмамбетов вместе с российскими и голливудскими коллегами расскажет, как создавать кино на экране своего компьютера и телефона — от идеи и сценария до съемок и монтажа.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.